Положение о службе школьной медиации в организациях образованиях Республики Казахстан Положение о службе школьной медиации в организациях образова » Жамбыл атындағы орта мектеп (Жаркент)
Жетісу облысы білім басқармасының
Панфилов ауданы бойынша білім бөлімінің
«Жамбыл атындағы орта мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7 (72337) 2-15-03
Есепші орта бөлімі:
7 (72337) 2-15-03
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Положение о службе школьной медиации в организациях образованиях Республики Казахстан Положение о службе школьной медиации в организациях образова
15
ақпан
2024

Положение о службе школьной медиации в организациях образованиях Республики Казахстан Положение о службе школьной медиации в организациях образова

Положение о службе школьной медиации в организациях образованиях Республики Казахстан
Положение

о службе школьной медиации

в организациях образованиях Республики Казахстан



Глава 1. Общие положения



1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и организационную основу деятельности служб школьной медиации (далее - СШМ);

2. СШМ создается в организациях образования, вне зависимости от формы собственности, в целях обеспечения защиты прав детей и создания условий для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты интересов;

3. Служба медиации является направлением воспитательной работы в образовательном учреждении в виде деятельности, направленной на урегулирование и разрешение конфликтов на основе добровольных усилий педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей);

4. Деятельность СШМ основана на использовании медиативного подхода посредством медиативного метода в урегулировании споров между конфликтующими сторонами;

5. Медиативный подход – деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры;

6. Метод «Школьная медиация» – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и профилактики конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров;

7. Развитие СШМ в образовательном учреждении является одной из приоритетных задач в воспитании и образовании детей;

8. СШМ осуществляет свою деятельность на основе следующих нормативно-правовых актов:

1) Конституция Республики Казахстан;

2) Конвенция о правах ребенка;

3) Гражданский кодекс Республики Казахстан;

4) Закон Республики Казахстан «О правах ребенка»;

5) Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»;

6) Закон Республики Казахстан «Об образовании»;

7) Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений»;

8) Закон Республики Казахстан «О медиации».



Глава 2. Цели и задачи Службы школьной медиации



9. Основная цель СШМ состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом, а также укрепление института семьи посредством оказания помощи в разрешении семейно-правовых споров и конфликтов;

10. Основные задачи деятельности СШМ:

1) сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроты;

2) повышение эффективности ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявлений асоциального поведения учащихся;

3) сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

4) повышение квалификации работников образовательного учреждения по защите прав и интересов детей;

5) обеспечение открытости в деятельности образовательного учреждения в части защиты прав и интересов детей;

6) создание условий для участия общественности в решении актуальных задач и проблем в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

7) оптимизация взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

8) оздоровление психологической обстановки в образовательном учреждении.

11. Основные направления деятельности СШМ:

1) разработка и реализация плана работы СШМ на текущий учебный год;

2) информирование работников, учащихся и их родителей (законных представителей) о СШМ;

3) мотивирование работников, учащихся и их родителей (законных представителей) к участию в СШМ и применению медиативного подхода;

4) помощь при разрешении разнообразных и разноплановых конфликтов, возникающих в образовательном учреждении между сверстниками, детьми разных возрастных групп, взрослыми и детьми;

5) предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

6) обучение работников, детей и родителей (законных представителей) образовательного учреждения медиативным технологиям разрешения конфликтов и споров на основе компетентностного подхода;

7) работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении с использованием медиативного подхода;

8) работа по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса на основе медиативного подхода.



Глава 3. Алгоритм действий:



12. Разработка Положения о службе школьной медиации утвержденный управлением образования областей и городов республиканского значения;

13. Заключение меморандума с ювенальными судами, департаментами полиции и НПО в областях и городах республиканского значения;

14. Информационно-разъяснительная работа о проекте СШМ;

15. Привлечение профессиональных медиаторов-юристов;

16. Организация и проведение имиджевых мероприятий проекта: конкурсы «Лучший школьный медиатор», Летняя школа медиатора, Слет школьных медиаторов и т.д.



Глава 4. Принципы деятельности Службы школьной медиации



17. Деятельность СШМ основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:

1) принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе;

2) принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство СШМ не разглашать полученные в ходе программ сведения; исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;

3) принцип беспристрастности, запрещающий СШМ принимать сторону одного из участников конфликта; беспристрастность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение;

4) принцип невмешательства заключается в том, чтобы стороны с участием посредника урегулировали конфликт, спор возникший между ними без вмешательства третьих лиц;

5) принцип независимости означает, что СШМ не зависит от государственных или негосударственных органов, является самостоятельным подразделением, работающим на снижение уровня конфликтности в организациях образования.



Глава 5. Порядок формирования службы медиации



18. Руководителем (куратором) СШМ может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству СШМ приказом директора организаций образования;

19. Членами СШМ являются учащиеся образовательного учреждения, родители (законные представители) и педагоги.



Глава 6. Порядок работы службы примирения



20. СШМ может получать информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов СШМ, родителей;

21. СШМ принимает решение о возможности или невозможности применения медиативных технологий в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения;

22. Медиативные технологии при разрешении конфликтов применяются только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы;

23. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) СШМ;

24. Медиатор (член СШМ) вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае организация образования может использовать иные педагогические технологии;

25. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители) куратор СШМ принимает участие в проводимой медиации. В необходимых случаях может быть привлечен профессиональный или непрофессиональный медиатор;

26. В случае если имеет место правовой конфликт, и конфликтующие стороны не достигли возраста 18 лет, медиация проводится с согласия законных представителей;

27. СШМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения медиации в каждом отдельном случае;

28. В случае если в ходе применения медиативных технологий при разрешении конфликта (спора) конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном или устном соглашении. Однако, если спор имеет правовой характер и приглашен профессиональный или непрофессиональный медиатор по итогам проведения медиации (в случае достижения согласия) составление соглашения обязательно;

29. При необходимости и с письменного согласия сторон СШМ передает копию соглашения администрации образовательного учреждения;

30. СШМ помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в соглашении об урегулировании спора, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств СШМ может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления;

31. При необходимости СШМ информирует участников программы применения медиативных технологий при разрешении спора (конфликта) о возможностях других специалистов (специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров);

32. Деятельность СШМ фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;

33. Руководитель (куратор) СШМ обеспечивает мониторинг проведенных медиаций.



Глава 7. Организация деятельности службы медиации



34. Администрация образовательного учреждения СШМ предоставляет помещение для проведения медиаций (кабинеты медиации);

35. Поддержка и сопровождение СШМ может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору;

36. Должностные лица образовательного учреждения оказывают СШМ содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов, учащихся и родителей;

37. СШМ в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения;

38. Администрация образовательного учреждения содействует СШМ в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями;

39. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и СШМ по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.



Глава 8. Заключительные положения



40. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;

41. Изменения в настоящее положение вносятся управлением образования областей и городов республиканского значения, администрацией организаций образования попредложению СШМ или органов школьного самоуправления.